Басня И.А Крылова "Два мальчика"
Краткое содержание
Два друга решают, не залезть ли им на дерево, чтобы полакомиться каштанами. Предложил эту идею Федюша, однако Сенюша возразил, что дерево очень высокое, просто так на него не взобраться. Тогда Федюша предложил идею, чтобы друг подсадил его на ближайшую ветку, чтобы он собрал каштанов на двоих. Так и сделали, Сеня помог товарищу подняться, «пыхтел, весь потом обливался». Взобрался Федя на приволье: Как мышке в закроме, вверху ему раздолье! Каштанов там не только всех не съесть, — Не перечесть! Найдется чем и поживиться, И с другом поделиться. Однако, вместо того чтобы делиться, Федя предпочел досыта наесться самому. Вверху он сам каштаны убирал, а вниз бросал скорлупки. Сеня же внизу «облизывал лишь губки». Басня заканчивается моралью: Видал Федюш на свете я, Которым их друзья Вскарабкаться наверх усердно помогали, А после уж от них — скорлупки не видали!
Анализ произведения
Особенность Крылова в том, что он не поучает, а наблюдает за своими героями и выносит на суд читателя свои наблюдения. Возьмем для примера басню “Два мальчика” (1833), сейчас почти забытую, что обидно, так как она относится к разряду басен, формирующих моральный облик молодого человека (цикл “философия поведения”). Сюжет басни предельно прост: два мальчика бегут к дереву полакомиться каштанами, но дерево очень высокое, тогда один мальчик подсаживает другого, но тот, который оказывается на дереве, забывает про друга и ест каштаны один. Сюжет совсем не басенный, и если бы не мораль в конце, то можно было бы считать это повествование маленьким рассказиком в стихах из жизни детей, частным, единичным случаем. Мораль отделена от повествования и помещена в конце басни, переводя частный случай в разряд обобщений. Мораль не допускает двусмысленности, четко показывая, какую позицию занимает рассказчик. Кроме того, из морали читателю становится ясно, во-первых, что это реальный, но, к сожалению, не единичный случай (“Видал Федюш на свете я”) и, во-вторых, что относится это не только к детям, но и ко взрослым людям тоже:
Видал Федюш на свете я, —
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них — скорлупки не видали!
Черная неблагодарность в данной басне всего лишь констатируется, но никак не осуждается, хотя совершенно ясно, на чьей стороне автор (бедный Сеня). Это вытекает из описания действий Феди, который, взобравшись на дерево, нашел там множество каштанов:
Каштанов там не только всех не съесть, —
Не перечесть!
Найдется чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Но Федя принялся их есть один, забыв о друге:
“Вверху Федюша не дремал
За обе щёки сам каштаны убирал” (в черновом варианте)
или
“Принялся Федя за каштаны,
Набил и рот он и карманы” (в черновом варианте).
В окончательном варианте осталось:
“Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки”.
Сене пришлось приложить усилия, чтобы подсадить друга:
“Пыхтел, весь потом обливался
И Феде, наконец, вскарабкаться помог”.
В черновиках эти усилия описываются более подробно, чем в окончательном варианте. Видимо, Крылов хотел показать, что дело не в интенсивности этих усилий, а в самом желании помочь другу. Сеня ждал, что он будет вознагражден за свои усилия, но был обманут в своих ожиданиях:
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.
Таким образом, не осуждая ни одного, ни другого героя, Крылов показывает читателям, на чьей он стороне и кто из героев поступает плохо. Крылов — защитник общеобязательной морали, нравственный судья.
Сочинение по басне
Чувство отвращения к эгоизму и отсутствию дружеской благодарности возникает при прочтении басни «Два мальчика». В начале произведения Федюша сам предлагает вариант совместного добывания каштанов. Его идея кажется вполне подходящей, однако события развиваются так, что Сеня оказывается преданным. Несмотря на то что он с готовностью подставляет свою спину, чтобы подсадить друга, ему не достается ни вкусных каштанов, ни Фединой благодарности. Словами «видал Федюш на свете я…» автор подчеркивает, что Федя являет собой собирательный образ предателей, пользующихся доверчивостью и расположением своих друзей, а дальнейшие строки «…которым их друзья вскарабкаться наверх усердно помогали, А после уж от них — скорлупки не видали» подтверждают образность описанной ситуации. Дело не в каштанах, а в том, что один друг поддержал другого, а тот воспользовался его помощью. Такое бывает и в реальной жизни, только вместо дерева и каштанов выступают другие вещи.
|